КАК СДЕЛАТЬ СВОИМИ РУКАМИ ЛОВЕЦ СНОВ
Доброе время суток, уважаемый читатель!
Итак, сегодня мы рассмотрим как сделать своими руками такую, ставшую весьма популярной вещью, как ловец снов. Что такое ловец снов и как он работает, боюсь, знают лишь немногие посвященные в мистерии Великого Койота Билли. Но более детально историю возникновения данного амулета и тесно связанные с этим предметом индейские традиции и легенды, мы рассмотрим несколько позже. Тем более, на сегодняшний день ловец снов, используется у нас, как правило, с чисто декоративной целью. Но и сами индейцы прекрасно понимали разницу между вещью, сделанную своими руками, и предметом массового производства. Тем более, если этот предмет должен служить талисманом или амулетом, как нижеописанный ловец снов. Тогда важность изготовления своими руками обретает первостепенное значение. Итак, как же своими руками сделать ловец снов? Нужно, безусловно, понимать, что ловец для снов делали индейцы, люди весьма технологически не обремененные, поэтому сделать его не так уж сложно для современного человека. Изготовить ловец, подобный тому, что изображен внизу на фотографии, сможет любой школьник.
Итак, попытаемся изготовить ловец снов, следуя технологиям древних индейцев, и получим, по крайней мере, вещь весьма эффектную, которую будет не стыдно повесить у себя над головой. А уж насколько будет она ловить сны, будет всецело зависеть от вашей веры и стремления быть достойным охотником сновидений.
Итак, как же сделать своими руками собственный ловец снов? Для изготовления оберега нам будут необходимы следующие предметы:
1) Кольца (точнее нам будет достаточно одного – такого размера, кого хотите сделать ловец снов). Сами индейцы для изготовления талисмана использовали ивовый прут, который предварительно скручивали в кольцо. Нам же подойдут любые вещи округлой формы, подходящие под описание: например, металлический обод или пяльцы, которые используют для вязания.
2) Перья. Сами индейцы верили, что используемые в обереге перья передают определенные качества тому, кто пользуется ловцом снов. Т.е. перья орла передавали, например, снам яркость и отчетливость, а также «высоту полета» снов, если так можно выразиться. Перья павлина давали снам яркую насыщенность красок и цветов и т.д. Однако немного проблематично найти в наши дни перья орла или сокола, поэтому, что найдете, то найдете. Главное, чтобы перья смотрелись красиво. На худой случай можно купить в зоомагазины куриные перья или перья марабу. Но не удивляйтесь если ваши сны станут немного «куриными» или «марабунскими»: будут сниться яйца, птенцы, черви и всякая разная подобная вкуснятина.
3) Нитки. Индейцы как жители Природы, естественно, предпочитали использовать в изготовлении ловца снов натуральные материалы, в основном хлопок. Для современного же человека в этом вопросе есть лишь сложность выбора материала и цвета. Из синтетических тканей можно рекомендовать – мерсеризованную пряжу или мулине.
4) Бусины. Любые на цвет и вкус…
5) Дополнительные материалы: ножницы, иглы, маленькие прищепки, универсальный клей. Можно дополнить древнеиндейскую традицию китайской мудростью – металлическими трубочками ветра, колокольчиками, различными другими декоративными подвесками.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛОВЦА СНОВ
Ну, а теперь приступим к непосредственно изготовлению нашего ловца снов. Ниже вы увидите несколько упрощенную схему и описание изготовления амулета.
Шаг 1. Грамотная обмотка кольца
Чтобы как следует зафиксировать шнур, туго оплетите нитью кольцо, как показано на рис.1. Старайтесь обмотать обруч как можно плотнее и туже. Можно использовать разноцветную нить, тогда получатся весьма эффектные цветовые переходы. Обмотав таким образом весь обруч, узел, который был сделан в самой начале, можно развязать и по выбору: либо приклеить к кольцу, либо плотно связать оба конца.
Шаг 2. Изготовление первого ряда сетки ловца
Для изготовления первого ряда сетки, сделайте узел из нити, оставив свободным небольшой кончик, примерно 5 см. А затем свободным концом создавайте петли на обруче, как показано на рис.2. Используйте маленькие прищепки для фиксации узлов. Если ловец маленький и размеры петлей тоже, можно использовать для удобства иголки.
Шаг 3. Изготовление второго ряда сетки ловца с использованием бусин
Для изготовления второго ряда сетки ловца принцип остается неизменным: проведите нить через центр предыдущих петлей первого ряда, как показано на рис.3а. Для красоты можете добавить бусинки на ваш вкус и цвет (рис. 3б). Чтобы хорошо зафиксировать бусинку на месте, можно предварительно капнуть на место крепления бусинки клеем, а затем надеть на это место бусинку. Когда клей высохнет, бусинка будет крепко закреплена. Проденьте нить таким образом столько, сколько необходимо, чтобы образовать полный второй ряд. Конец нити завяжите узлом и зафиксируйте кончик первого узла.
Шаг 4. Изготовление подвесной нити
На рис. 4 показан способ, которым можно протянуть нить для подвешивания оберега.
Шаг 5. Изготовление и крепление подвесных элементов
В качестве подвесных элементов к ловцу снов можно использовать на ваше усмотрение и колокольчики, и трубочки ветра, и, конечно же, классика жанра, перья. Узлы, которыми закрепляют подвесной элемент, можно спрятать за бусинками.
Ну вот, наш ловец снов и готов. Удачной охоты! Но перед тем как открыть сезон охоты за снами, прочитайте индейские легенды и поверья, связанные с ловцом снов.
ЛЕГЕНДЫ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛОВЦА СНОВ
Доподлинно неизвестно где и как впервые возникла традиция изготовления «ловушек» для сна. Но чаще всего возникновение этого амулета связывают, конечно же, с североамериканскими индейцами, а еще точнее с двумя индейскими племенами лакота и оджибве. Причем, у этих двух племен значение и предназначение ловца снов несколько отличается. Само слово «ловец снов» – это несколько адаптированный английский перевод индейского asabikeshiinh, что означает доподлинно «паук», правда неодушевленная форма этого слова. В индейском жаргоне ее называют также bawaajige nagwaagan, что означает «ловушка снов». Происхождение данного амулета объясняют две основные легенды: одна – племени лакота, наиболее популярная, и другая – племени оджибве. Соответственно, интерпретация смысла и назначения ловца снов несколько различаются. Так, у племени лакота принято считать, что оберег пропускает только хорошие позитивные мысли и сны, а плохие запутываются в его паутине, и с первыми лучами солнца полностью уничтожаются. Такой вот своеобразный фильтр окружающей среды. Оджибе же считают, что ловец снов пропускает все негативные флюиды и сны, но ловит позитивные вибрации. Некий ловец «позитива». Но какими бы ни были эти представления о функционировании данного амулета, суть одна – ловец снов устраняет негативные влияния и способствует накоплению позитивных вибраций в окружающей среде. По своей сути, правильней было бы называть ловец снов не амулетом, а скорее оберегом. Хотя зачастую понятия оберег, талисман и амулет пересекаются. Поэтому, чтобы не спорить мы назовем его оберегающим талисман — амулетом. Но возвращаясь к легендам...
Легенда племени лакота повествует нам о том, что давным давно, когда койоты еще дружили с бизонами, у вождя племени лакота возникло видение. Дело было осенью и в горной местности, грибы росли повсюду. Так что удивляться возникновению видений в это время года у индейцев не стоит. В этом видении старый учитель, некий Иктоми (Великий Шаман и Учитель Мудрости), тоже большой любитель ходить осенью в горы по грибы да по ягоды, возник перед учеником в образе паука, посчитав видимо, что именно такой образ будет способствовать лучшему установлению психологического контакта и закрепления навыков общения с насекомыми у ученика. Действительно, ученик не растерялся, и за образом паука смог разглядеть своего учителя. Мало того, паук-учитель решил преподать ученику урок паучей мудрости по коммуникативной методике. Не находя общих человеческих и паучьих слов, паук-учитель согнул ветку старой ивы в кольцо, украсил его пером птицы, стал плести внутри кольца паутину. Таким образом, паук-учитель сравнивал жизнь паука и жизнь человека. Что, вот, мол, у нас много общего: твоя жизнь идет по кругу, замкнута в кольцо, как и моя. И крутимся мы вертимся кто, как паук, кто, как человек, по замкнутому кругу. Рождаемся, живем, плетем паутину, рожаем детей, умираем. И не важно, что я паук-учитель, а ты человек-ученик, жизнь наша похожа, жизнь наша — паутина. Так что, принес ли, ты, о любимый ученик мой, те грибочки, без которых продолжение всякого разговора бессмысленно и понимание между пауком-учителем и человеком-учеником невозможно? Молодец, вот за что любил я тебя, будучи человеком: за понимание основ коммуникации с насекомыми. Итак, продолжаем разговор... Видишь ли, несмотря на кажущуюся бесповоротность и замкнутость существования, я – в самом центре паутины, в точке преломления всех нитей и пересечения всех дорог, в этой точке отчета, где паутина перестает существовать, а начинается бытие... И именно поэтому я паук-учитель, а ты просто обожравшийся галлюциногенов человек-ученик, любящий паутину, в которой живет. Так что, иди и сей эту мысль среди своего племени, плети свой узор, как плету его я, и лови в него каждое мгновение своего существования, даже во сне, ибо в каждом мгновении потеряна вечность, а вечности живет Великий Паук, который приводит все в движение. Будь подобен Ему, ибо все нити ведут к Нему. Так говорил Паук-Учитель своему ученику-человеку. И пошел ученик сеять сию мудрость среди соплеменников, и стали те плести паутины. Как пауки... Как символ своей жизни охотников за мудростью и собирателей рассветной росы. Впрочем, это всего лишь легенда племени лакота. Мы то люди цивилизованные, понимаем, что говорящих пауков не бывает, и уж тем более преподающих по коммуникативной методике...
Но, кроме этой, есть несколько другая легенда про создание ловца снов, которая рассказывалась индейским племенем Оджибе. И рассказывает она вот о чем. Когда-то, давным давно, когда было много черепах и плавали они в изобилии вокруг Черепашьего острова (так некоторые племена индейцев называли Америку), жила-была Бабушка-Паучиха, и звали ее Асабикаши. Несмотря на свою паучью природу Бабушка-Паучиха была весьма доброй и заботилась с любовью о своих Детях Земли, индейцах. И хоть были они не совсем ей родными, а по линии Дедушки-Паука, который уже давно вышел на другой уровень существования и оставил свою земную семью, она относилась к ним с такой любовью и заботой, какой иной раз и не увидишь у человека: ловила им мух, когда они были совсем маленькими, одевала и согревала их, окутывая теплыми нитями своей паутины, а иногда по вечерам рассказывала им вот такую сказку: что, вот, мол, когда-то, на заре времени, Пауки и Люди жили вместе, вместе творили Великую Паутину, создавая миры и окутывая их своими прозрачными нитями, по которым могли перемещаться в любую точку пространства и времени. Но восстал тогда Гордый Человек против такого единства разного, не захотел делить Великую Паутину с паукообразными, и увел племя человеческое в другое пространство и время, и познали и люди, и пауки, всю горечь смерти, страданий и несовершенства. Лишь один Мудрейший Паук остался в центре сплетенных Миров и по сей день прибывает там. А все люди и пауки живут с тех пор во вражде и забыли свое славное прошлое. Дети Народа Земли внимательно внимали Бабушке-Паучихе. Однако когда чуточку подрастали предпочитали быстренько отыскать себе свое место на Черепашьем Острове. То ли из-за несогласия в количестве жиров и углеродов в диете, предложенной Бабушкой-Паучихой: действительно многие отмечали, что мухи – это, безусловно, продукт белковый, и Бабушка-Паучиха, конечно, добрая шестилапая бестия, да и еще анекдоты травит свежие по ночам, однако и отмечали неоспоримые достоинства хорошего, свежего куска мяса и добротного молока. То ли в них проявлялась подростковая потребность в свободе и нахождения своего места в этом мире… Но так или иначе, расселись все они по всему Черепашьему Острову, по разным уголкам. Слава Великому Пауку, место было много… И стали потихоньку забывать и то, что росли все когда-то вместе, и Бабушку-Паучиху. И даже белковую свою диету, основу всех основ, базис гармоничного существования в мире. И тогда Бабушка-Паучиха, так как не могла уже больше путешествовать по всему Черепашьему Острову, научила женщин искусству плетения ловцов снов, дабы те вешали их над своими постелями и ловили сны и видения, которые она им будет посылать. С тех пор женщины и мужчины Народа Земли изготавливают ловцы снов, и ловят во сне наставления и советы мудрой Бабушки-Паучихи. Вот такая вот история…
Что следует отметить в этих двух легендах? Ну, во-первых, крайне глубокое и уважительное отношение к паукам. Действительно, пауки у индейцев пользовались почтением, и было не принято их трогать. Во-вторых, особое внимание индейцы заостряли на центре паутины, как на эпицентре, в котором сходятся все нити всех дорог. И действительно, при изготовлении ловца снов центр паутины по индейским традициям оставлялся свободным в отличие от множества современных ловцов снов.
Куда же вешать ловец снов? Сами индейцы часто вешали ловцов снов над детскими кроватками. Таким образом, они выполняли и мистическую функцию оберега – амулета, отгоняя от младенца негативные влияния, и роль своеобразной игрушки, на которую ребенок смотрел и получал «эстетическое» удовольствие. В нашей же, скажем, условно западной культуре, ловец снов стал особо популярным в 60-х годах прошедшего столетия в связи с распространением движения хиппи и нью-эйджа. Но, по сути, является заимствованным и коммерциализированным явлением чужой культуры. Впрочем, в России есть шаманские ловцы снов, которые, правда, отличаются только другим видом плетения, называемым КЫТГЬЕМ. Но, я думаю, эта традиция пришла в сибирский шаманизм несколько позже, опять таки с Североамериканского континента. В западной культуре можно найти некий аналог ловца снов в традиции или суеверии одевания чепцов на ночь. Часто они украшались различными амулетами и ловушками от нечисти, особенно в Средневековье.
Ну что же, на этом наш обзор по ловцам снов закончен!
Спасибо, читатель, за проявленное терпение, за то, что прочитал эти страницы до конца!
Засим низко кланяюсь и желаю тебе удачной охоты и приятных сновидений!
|