ДЕТЯМ: САНИ СВОИМИ РУКАМИ |
РАЗНОЕ | ||||
Автор: Administrator | ||||
Страница 1 из 2
В ПОДАРОК ДЕТЯМ: САНИ СВОИМИ РУКАМИСани - традиционный способ движения зимой для России, и не только. Где и когда именно зародились сани доподлинно никому неизвестно.
И как ни странно первое подобие саней мы встречаем в стране пустыни, в Древнем Египте, где они использовались в качестве повозки при некоторых погребальных церемониях. Конечно, это не были полноценные сани, некое их подобие, которое носит название «волокуши», и именно из этой разновидности повозки, как считают историки, эволюционируют сани. Естественно, волокуши активно применились и в северных странах, и, в частности, в Древней Руси.
Само название такой повозки на снегу «сани» считается славянским, и в переводе, по мнению авторитетных ученых-этимологов, происходит от слова «сань», что означает «змея». Именно такая аналогия названия была проведена между вышеуказанным млекопитающим и следом, который оставлял на снегу данный тип передвижного транспорта.
Первое письменное свидетельство в летописях о наличии саней на Руси мы встречаем при рассказе похорон Владимира Святославича, состоявшихся около 1015 г.н.э.: причем тело усопшего не просто везли на санях до церкви, но и ставили тело в церковь на санях. Но, естественно, ясно что сани, как средство передвижения, начали применяться на Руси и в других северных странах гораздо раньше.
В Древней Руси езда на санях расценивалась наиболее престижной с точки зрения социального статуса, чем на колёсах, отчего сани использовались при наиболее торжественных событиях, в особенности высшими духовными представителями, предпочитавшими их и в летнее время года вплоть до начала XVIII века. Впрочем, популярность и престижность саней не только зимой, но и летом весьма правдоподобно можно объяснить отсутствием дорог, чем грешила вся Русь до правления Петра I, поменявший весь курс истории страны. В некоторых местах отсутствия полноценных дорог, коих на России было не так уж и много, факт, который даже вошел в поговорку, а т.е. в Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Костромской губерний сани использовались в летнее время вплоть до конца XIX века.
Сани в старину представляли собой некое подобие лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, который суживался спереди и в котором можно было даже лежать, если хотим можно это назвать с фантазией некроманта – саркофагом на коньках. Как правило, в них запрягали одну лошадь, на которой располагался кучер. Сани в ту эпоху являлись не просто способом передвижения, но и показателями статуса владельца, немого как сегодня машины: у знатных лиц, а т.е. у бояр и в особенности у великих князей и царей, сани отличались богатым убранством; царские сани могли стоить в районе 200—300 рублей. Ездили в подобных произведениях зодческого искусства обыкновенно по одному человеку, изредка по два человека, но были и исключения. Например, при выездах цaря Алексея Михaйловича в сани стоя помещалось два боярина на запятках и два стольника у царских ног, на специально сделанных уступaх («полках»).
Ну, а сейчас сани, как средство передвижения, канули в прошлое, хотя сам принцип (лыжи, коньки) используется до сих пор в других уже механизированных средствах. Сани же стали теперь скорее средством получения удовольствия и радости, особенно для детей.
Вот конструкцию подобных саней мы и предлагаем читателю…
Странный след остается за этими санями, стремительно спускающимися с горы: впечатление такое, что кто-то проехал на одной лыже. И только на виражах сбоку добавляется короткий росчерк второго следа. Необычный спортивный снаряд, строительство которого доступно всем любителям захватывающего дух катания с крутых склонов, разработал С. Шейдин из Магнитогорска. Выполненные из дерева, его сани сочетают в себе оригинальность конструкции и простоту исполнения. Для их изготовления потребуются доски или толстая фанера да пила.
Секрет же саней в том, что у них не два, как обычно, а три полоза. Вернее, один основной, а два — вспомогательных.
|