ЧТО ТАКОЕ САМОЛЕТ? КАК ОН ЛЕТАЕТ? - УСТРОЙСТВО САМОЛЕТА СТР.2 |
АВИАМОДЕЛИЗМ | |||||||
Автор: Administrator | |||||||
Страница 5 из 5
Спортивные самолеты имеют обычно поршневой двигатель, на валу которого находится воздушный винт (рис. 118). При быстром вращении он ввинчивается в воздух, как шуруп ввинчивается в дерево, и тянет за собой самолет. Сила, с которой винт тянет самолет, называется силой тяги винта. Впервые воздушный винт был применен М. В. Ломоносовым, который в 1754 году построил небольшую летательную машинку с двумя воздушными винтами, предназначенную метеорологических приборов на высоту. Воздушный винт имеет существенный недостаток: он может создавать тягу лишь на сравнительно небольших скоростях. Когда же самолет пролетает 800—900 км1час, то скорость, с которой набегают концы лопасти на воздух, приближается к скорости звука; сопротивление вращению винта сильно растет, а тяга падает. Поэтому на скоростных самолетах приходится применять другие источники силы тяги — реактивные двигатели. Реактивный двигатель работает примерно так же, как обычная пороховая ракета, у которой газы, образующиеся во время горения пороха, с большой скоростью вырываются наружу. Сила отдачи, появляющаяся при этом, и есть та сила тяги ракеты, которая толкает ее вперед. Реактивные двигатели применяются на самолетах, летающих со скоростью 700—800 км/час и более. Теория полета с помощью реактивных снарядов была разработана еще в 1903 году К. Э. Циолковским. Гениально предвидя появление реактивных самолетов, он в одной из своих работ писал: «За эрой аэропланов винтовых должна следовать эра аэропланов реактивных». Шасси самолета служит для взлета и посадки. Для взлета с земли самолет имеет колесное шасси. Для взлета с воды у так называемых гидросамолетов вместо колес устанавливаются поплавки (рис. 119). Самолетные колеса, так же как и автомобильные, снабжены резиновыми пневматиками. Стойки шасси, на которых находятся колеса, снабжаются специальными маслеными или резиновыми амортизаторами, которые смягчают удар самолета о землю при посадке. У современных скоростных самолетов шасси обычно делается убирающимся — для уменьшения воздушного сопротивления. У наших летающих моделей есть в миниатюре все основные части самолета: крыло, фюзеляж, двигатели внутреннего сгорания или реактивные двигатели, воздушные винты и убирающееся шасси (рис. 119). Все эти детали работают по тем же принципам, что и детали настоящих самолетов, но они значительно проще по своему устройству и поэтому могут быть построены юными авиамоделистами. |