ДЕТЯМ: САНИ СВОИМИ РУКАМИ
РАЗНОЕ
Автор: Administrator   
Индекс материала
ДЕТЯМ: САНИ СВОИМИ РУКАМИ
ИЗГОТОВЛЕНИЕ САНЕЙ
Все страницы

 

В ПОДАРОК ДЕТЯМ: САНИ СВОИМИ РУКАМИ

Сани - традиционный способ движения зимой для России, и не только. Где и когда именно зародились сани доподлинно никому неизвестно.

И как ни странно первое подобие саней мы встречаем в стране пустыни, в Древнем Египте, где они использовались в качестве повозки при некоторых погребальных церемониях. Конечно, это не были полноценные сани, некое их подобие, которое носит название «волокуши», и именно из этой разновидности повозки, как считают историки, эволюционируют сани. Естественно, волокуши активно применились и в северных странах, и, в частности, в Древней Руси.

Само название такой повозки на снегу «сани» считается славянским, и в переводе, по мнению авторитетных ученых-этимологов, происходит от слова «сань», что означает «змея». Именно такая аналогия названия была проведена между вышеуказанным млекопитающим и следом, который оставлял на снегу данный тип передвижного транспорта.

Первое письменное свидетельство в летописях о наличии саней на Руси мы встречаем при рассказе похорон Владимира Святославича, состоявшихся около 1015 г.н.э.: причем тело усопшего не просто везли на санях до церкви, но и ставили тело в церковь на санях. Но, естественно, ясно что сани, как средство передвижения, начали применяться на Руси и в других северных странах гораздо раньше.

В Древней Руси езда на санях расценивалась наиболее престижной с точки зрения социального статуса, чем на колёсах, отчего сани использовались при наиболее торжественных событиях, в особенности высшими духовными представителями, предпочитавшими их и в летнее время года вплоть до начала XVIII века. Впрочем, популярность и престижность саней не только зимой, но и летом весьма правдоподобно можно объяснить отсутствием дорог, чем грешила вся Русь до правления Петра I, поменявший весь курс истории страны. В некоторых местах отсутствия полноценных дорог, коих на России было не так уж и много, факт, который даже вошел в поговорку, а т.е. в Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Костромской губерний сани использовались в летнее время вплоть до конца XIX века.

Сани в старину представляли собой некое подобие лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, который суживался спереди и в котором можно было даже лежать, если хотим можно это назвать с фантазией некроманта – саркофагом на коньках. Как правило, в них запрягали одну лошадь, на которой располагался кучер. Сани в ту эпоху являлись не просто способом передвижения, но и показателями статуса владельца, немого как сегодня машины: у знатных лиц, а т.е. у бояр и в особенности у великих князей и царей, сани отличались богатым убранством; царские сани могли стоить в районе 200—300 рублей. Ездили в подобных произведениях зодческого искусства обыкновенно по одному человеку, изредка по два человека, но были и исключения. Например, при выездах цaря Алексея Михaйловича в сани стоя помещалось два боярина на запятках и два стольника у царских ног, на специально сделанных уступaх («полках»).

Ну, а сейчас сани, как средство передвижения, канули в прошлое, хотя сам принцип (лыжи, коньки) используется до сих пор в других уже механизированных средствах. Сани же стали теперь скорее средством получения удовольствия и радости, особенно для детей.

Вот конструкцию подобных саней мы и предлагаем читателю…

Странный след остается за этими санями, стремительно спускающимися с горы: впечатление такое, что кто-то проехал на одной лыже. И только на виражах сбоку добавляется короткий росчерк второго следа. Необычный спортивный снаряд, строительство которого доступно всем любителям захватывающего дух катания с крутых склонов, разработал С. Шейдин из Магнитогорска. Выполненные из дерева, его сани сочетают в себе оригинальность конструкции и простоту исполнения. Для их изготовления потребуются доски или толстая фанера да пила.

 

САНИ СВОИМИ РУКАМИ

 

Секрет же саней в том, что у них не два, как обычно, а три полоза. Вернее, один основной, а два — вспомогательных.

 


 

При спусках на таких санях можно достигать значительных скоростей. Даже если на земле лежит только тонкий слой снега, лыжа саней легко скользит по нему. Оба крайних полоза дают возможность сохранять равновесие, а управление санями осуществляется наклоном тела.

Материалом для саней служит клееная фанера следующей толщины: сиденья, полозья и поперечины — 10—12 мм, лыжи — 6 мм.

На рисунках показано соединение отдельных деталей с помощью вырезов, водостойкого клея и шурупов по дереву соответствующего диаметра с плоской головкой. Отверстия в деталях проделаны для облегчения конструкции.

САНИ СВОИМИ РУКАМИ

 

Изготовление отдельных деталей рекомендуется начинать с лыж. Сперва надо отрезать фанерную полосу соответствующего размера и придать ей необходимый изгиб. Для этого следует взять полотенце, смочить его в горячей воде и обернуть место будущего искривления. Это делает дерево более податливым и облегчает работу (с применением струбцин или скоб). Затем можно приступить к изготовлению стоекполозьев, выпиливаемых с некоторым допуском на обработку, и поперечин.

Наконец, соединяют детали с готовыми лыжами. Завершающая операция— установка сиденья, прикрепляемого, как и полозья, с помощью шурупов и клея. Сверху на него можно постелить мягкую подушку из поролона, обшитого брезентом или кожзаменителем.

Собранные сани красят, покры­вают лаком. Нижнюю поверхность полезно обработать, как и у беговых: просмолить, натереть воском или лыжной мазью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



РАЗНОЕ