МИНИ-БУЕР |
РАЗНОЕ | ||||
Автор: Administrator | ||||
ЗИМНИЕ САМОДЕЛКИ — МИНИ-БУЕР СВОИМИ РУКАМИВообще, что такое буер? Думаю, что не все знакомы с таким свооебразным средством передвижения как буер. Англичане называют этот транспорт как iceboat, т.е. дословно "ледовая лодка". Действительно, по сути, буер представляет собой некую лодку или платформу с парусом на коньках, такая своеобразная "яхта" на льду. Некоторым такой вид транспорта как буер может показаться весьма экзотическим. Но тем не менее исторически известно, что руские рыбаки Балтийского моря, Онежского и Ладожского озера издавна весьма охотно использовали буер для своих нужд в зимнее время. Настолько давно, что даже трудно определить хоть с какой-бы то ни было точностью приблизительное время появления средств передвижения похожих на современный буер.
Однако доподлинно известно, что активное строительство в России буеров началось еще при Петре I, когда он решил развивать судостроительство в стране. Сам Петр Первый был поклонником данного вида транспорта: он приказывал расчищать зимой снег перед Зимним дворцом и зачастую катался на буере, осваивая тонкости управления им и, безусловно, получая громадное наслаждение от процесса. Действительно, несмотря на свой немного неуклюжий возможно вид, буера способны при грамотном управлении и хорошем ветре развивать весьма хорошую скорость. Представьте, что зафиксированный рекорд скорости буера может показаться нереальным, но тем неменнее это факт - он был установлен в Америке в 30-х годах уже прошедшего тысячелетия и составляет 230 км\час. Ну, а в среднем буер развивает скоость в 120-140 км. в час. Скорость весьма внушительная, которая привлекла и привлекает до сих пор много любителей этого средства передвижения.
Петр Первый смог передать свою любовь к буерам не только всей стране, но и также своей дочери, Елизавете Петровне, которая, как известно, имела свой буер и каталась на нем. Это царское увлечение прогулками на буере, естественно, сказалось положительно на его освоении в дальнейшем в маштабе уже всей страны, особенно в Санкт-Петербурге. Многие яхт-клубы в дальнейшем имели "буерную" секцию и проводили полноценные буерные регаты, которые собирали порой до 100 вымпелов (участников).
Вообщем, буерный спорт в нашей стране имеет свои давние и славные традиции. За годы Советской власти создано много моделей «ледовых яхт». В северных районах, где зима долгая и много водоемов, буер стал надежным средством зимнего транспорта. Здесь уместно, например, вспомнить, что буеристы Ленинграда принимали активное участие в обороне города- героя во время блокады 1941—1943 годов.
Особенно интересны работы энтузиастов буерного спорта в послевоенные годы. Появление новых типов буеров, и в первую очередь с жестким парусом-крылом, расширило возможности этих замечательных аппаратов. Спортсмены-буеристы освоили новые скорости, новую технику управления «ледовыми яхтами».
Однако дальнейшему повышению массовости и доступности буерного спорта сильно мешает отсутствие небольших дешевых буеров упрощенного типа для индивидуального пользования, которые можно было бы приобрести готовыми в спортмагазинах, как, скажем, надувную лодку или туристскую байдарку, либо построить своими руками из недефицитных материалов.
Больше всего, наверное, такие буера нужны детям и подросткам, которым еще не под силу управлять настоящими спортивными буерами. Частично решает проблему буер класса ДН-6. Однако для ребят можно построить более простой и дешевый буер, в качестве паруса применить парус виндсерфера с минимальными переделками, не исключающими его использование летом по прямому назначению.
Такая попытка была предпринята замечательным энтузиастом технического творчества Г. С. Малиновским. Сегодня мы знакомим наших читателей с его разработкой. Оговоримся заранее: хорошие результаты этот буер может показывать только на гладком льду, не имеющем снежных наносов, наледей и т. п. По льду, покрытому даже тонким слоем снега, он ходит хуже. Итак, знакомьтесь — буер для подростков своими руками, достойная альтернатива различным другим видам спорта. «Снежинку» сможет построить своими руками каждый человек, мало-мальски владеющий столярными и слесарными инструментами. А при коллективной работе буер можно изготовить буквально за несколько вечеров.
Общая компоновка буера показана на рисунке 1. Главная часть буера — платформа, на которой закреплены мачта с треугольным парусом бермудского типа площадью 4 м2 и поперечная доска, несущая боковые неподвижные коньки. Рулевой конек так же, как у буера класса ДН-6, расположен в носовой части платформы и управляется штурвалом автомобильного типа, установленным в основании мачты. Это интересная особенность «Снежинки». Благодаря такой системе управления водитель может лежать на платформе головой по ходу движения. В результате понижается общий центр тяжести, уменьшается лобовое сопротивление и, что немаловажно, предельно опускается гик, а маневры им становятся безопасными для спортсмена. Для постройки мини-буера потребуются следующие материалы: три хорошо просушенных сосновых доски размером 2300x100x25 мм (боковины платформы и ее каркас), одна доска (поперечная) 2100x120x25 мм, два листа водостойкой фанеры 1500х 1500 мм толщиной 6—8 мм для обшивки платформы сверху и снизу и сосновый брусокдлиной 3500 мм и сечением бОхбОммдля мачты.
Платформу собирают на водостойком клее и после отделки несколько раз окрашивают масляной или глифтале- вой краской.
Последовательность сборки буера показана на рисунке 2. Вначале на гладком полу вычерчивают контур платформы. Здесь собирают каркас. Бруски рамы вяжут «вполде-рева» на водоупорном клею. С одной стороны обшивают фанерой (крепление — клей и гвозди «взагиб»). Полезно сверху нагрузить конструкцию, например, кирпичами, оставив их до полного затвердевания клея. Затем выравнивают поверхность брусков каркаса, заклеивают вторую фанерную панель и притягивают ее гвоздями и шурупами вперемежку. Теперь можно заняться изготовлением металлических деталей для поворотного механизма, коньков, основания мачты и рулевого колеса.
Для коньков лучше всего подойдут бронзовые пластины толщиной 8—10 мм; в крайнем случае можно использовать пришедшие в негодность или просто ненужные хоккейные коньки. Рулевые барабаны, один из которых установлен на головке рулевого конька, а другой жестко прикреплен к рулевому колесу, вытачивают из дюралюминия или изготавливают из многослойной водостойкой фанеры и ставят на металлических фланцах. Фланцы крепят к платформе болтами М8. Рулевой трос толщиной 3—4 мм для предотвращения проскальзывания закладывают на шкивы в несколько оборотов.
Поперечную доску обрабатывают рубанком, циклей и наждачной бумагой в соответствии с чертежом, покрывают водоупорным лаком и крепят к платформе четырьмя болтами М8 с большими круглыми или прямоугольными шайбами, предотвращающими продавливание древесины; при быстром движении буера поперечная доска испытывает весьма значительные нагрузки! (По той же причине следует очень тщательно собирать рулевой и боковые коньки, следя за тем, чтобы люфты в шарнирах были минимальными.)
Мачта буера имеет круглое сечение и переменный по длине диаметр: у основания 45, на высоте 1200 мм от платформы 60 мм и на верхнем конце 35 мм. Мачта такой формы легко и хорошо сопротивляется нагрузкам. Ее надо тщательно выстрогать в соответствии с чертежом, обработать полукруглой циклей и наждачной бумагой, после чего несколько раз покрыть водостойким масляно-смоляным или паркетным лаком. Применять дюралюминиевые трубы не рекомендуется. Нижним концом мачту вставляют в металлическнй стакан основания и дополнительно крепят к платформе тремя растяжками из 4-мм троса: спереди одной (штагом) и с боков двумя «вантами). Детали крепления растяжек к мачте и платформе показаны на рисунке.
Как vжe говорилось выше, буер «Снежинка» оснашен бермудским парусом. Если в «хозяйстве» имеется парус для виндсерфера, его можно использовать безо всяких переделок, но все-таки лучше сшить специально. Конструкция его несложна, и если удастся приобрести нужный материал (лавсан или ткань «парус», которую применяют яхтсмены), а пошивку выполнить на машине «зигзаг», качество паруса будет очень высоким. Более дешевый заменитель — перовая ткань или под/шечный тик. Для нашего паруса потребуется около 10 погонных метроа (в зависимости от ширины). Чертеж раскроя (см. рис. 1) сделан применительно к материи шириной 75 см.
В передней части паруса есть длинный рукав, в который продевают мачту. Гик в нижней части состоит из двух полукруглых половин, скрепленных Б-мм болтами. Такая система парусного вооружения предельно проста и в то же время обладает высоким аэродинамическим качеством. Гик крепится к мачте вертлюгом (см. рис. 1). Для управления парусом нужны гика-шкот (шнур или хорошая веревка диаметром около 10 мм) и два блока. Один из них крепят к гику, другой к платформе, и через них пропускают гика- шкотг как показано на рисунке 1. Конец гика шкота водитель буера при езде держит в руках.
Буерный спорт чрезвычайно увлекателен, однако управление «ледовыми яхтами» весьма специфично. Чтобы избежать возможных неудач, как следует изучите теорию.
|