РЕГУЛИРОВКА И ЗАПУСК МОДЕЛЕЙ САМОЛЕТА
АВИАМОДЕЛИЗМ
Автор: Administrator   
Индекс материала
РЕГУЛИРОВКА И ЗАПУСК МОДЕЛЕЙ САМОЛЕТА
ПЕРВЫЙ ЗАПУСК САМОЛЕТА
Все страницы

РЕГУЛИРОВКА И ЗАПУСК МОДЕЛЕЙ САМОЛЕТА

Предварительная регулировка

Что такое регулировка?

О том как построить модель самолета, смотри здесь - ДЕЛАЕМ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА и здесь - ДРУГИЕ МОДЕЛИ САМОЛЕТОВ

Отрегулировать модель — это значит расположить все ее части так, чтобы модель летала правильно, не кружила, не взмывала и не снижалась круто. Очень трудно описать оегули- ровку так, чтобы все сказанное было пригодно для модели любого типа. Ведь каждая модель имеет свои особенности. Но можно рекомендовать придерживаться некоторых правил, пригодных для всех без исключения моделей. Помня эти правила, каждый, построивший модель другого типа, сможет избежать самых опасных ошибок.

Предварительная регулировка отличается от дальнейшей тем, что мы пробуем заранее по виду модели определить, как она будет летать. Если мы ждем неприятностей, то пробуем за­ранее поедупоедить их, внося нужные исправления в модель. Умение регулировать и предугадывать поведение модели в по­лете появляется только вместе с приобретением знаний по тео­рии авиации.

Рассмотрим несколько случаев предварительной регули­ровки модели.

Взяв модель в руки, пробуют найти недостатки, вызванные небрежной, недостаточно аккуратной работой; для этого модель надо положить на пол и посмотреть на нее сверху. Правильно собранная модель должна выглядеть, как показано на рис. 144,а

.РЕГУЛИРОВКА И ЗАПУСК МОДЕЛИ САМОЛЕТА

 

Рис. 144. Предполет­ный осмотр и регулировка моделиЕсли крыло установлено неправильно, модель будет кру­жить (рис. 144,б); поэтому, прежде чем выпустить модель, надо отвязать планку и установить ее перпендикулярно к лон­жеронам крыла. Такая же неправильность может быть у стаби­лизатора.

Когда киль повернут влево, модель кружит влево. Нужно заново перевязать киль, чтобы он сидел ровно (рис. 144, в).

Бывает, что повернут подшипник винта, это тоже заставляет модель кружить влево (рис. 144, г). Для исправления этого недостатка поворачивают подшипник так, чтобы ось винта была направлена точно по моторной рейке.

Если изогнута моторная рейка, модель будет кружить (рис. 144, д). Надо выпрямить рейки над лампой или заменить рейку, если она никак не выпрямляется. Если рейка недостаточно прочна, изгиб может появиться после закручивания рези­номотора — это надо иметь в виду.

Случается, что модель как будто собрана вер­но, но, приглядевшись, можно заметить, что пра­вое крыло длиннее левого. Это опять-таки застав­ляет модель кружить (рис. 144, е).

После исправления этих недостатков надо взять модель в руки так, чтобы смотреть на нее «в лоб», а стабилизатор лежал бы горизонтально. Правильно собранная модель выглядит так, как показано на рис. 145, а. Углы / и 2 крыльев по отношению к горизонту или стабилизатору равны. Если же они не равны, как на рис. 145,6, то модель будет кружить в ту сторону, где угол меньше.

На рис. 145,6 показан случай, когда крылья модели покороблены. Если на эти крылья посмот­реть сбоку, окажется, что угол наклона левого крыла по отношению к моторной рейке больше, чем у правого. Исправить такой недостаток мож­но, только сняв обтяжку и выпрямив крылья.

Правильно собранная модель показана на рис. 146, а.

На рис. 146,6 дан подшипник, поставленный криво, так что ось винта «смотрит вниз». Наклон оси в этом случае вызовет сильное снижение модели или даже крутое падение носом вниз. Надо переставить подшипник, поправив его или подстрогав реечку.

Рис. 145. Регулировка крыльев по виду спереди

Рис. 145. Регулировка крыльев по виду спереди

Рис. 145. Регулировка крыльев по виду спереди

Иногда у модели стабилизатор наклоняется передней кромкой вниз (рис. 146, в). Такой наклон вызывает «задирание» модели носом, а затем падение с поломками. Если наклон небольшой, то можно стабилизатор выправить над лампой, причем исправление не коснется, естественно, середины стабилизатора.

Если изогнута рейка (рис. 146, г), модель бу­дет, как говорят, «клевать» носом. В этом случае надо выправить рейку над лампой.

Рис. 146. Регулировка модели по виду сбокуРис. 146. Регулировка модели по виду сбоку

При неправильной центровке центр тяжести модели расположен далеко сзади (рис. 146, д). Такое положение приводит к «кабрированию», т. е. падению на хвост. Правильное положение центра тяжести такое, когда он находится на одной трети ширины крыла, считая от передней кромки (рис. 146, а). Для правильной установки крыльев надо снять их с модели, найти центр тяжести рейки со всем, что к ней прикреплено, а затем поставить крыло так, чтобы точка, находящаяся от передней кромки на расстоянии одной трети ширины крыла, оказалась над центром тяжести.

После этого, проверив, не покороблены ли киль и стабили­затор и цела ли обтяжка, можно приступить к полетам. Предварительная регулировка закончена. Нужно только заметить, что такую проверку надо делать перед каждым полетом, —это занимает всего несколько минут, а польза будет большая.

 


ПЕРВЫЙ ЗАПУСК

Первый запуск модели — это проверка, насколько верно она отрегулирована предварительно. Он всегда делается на планировании, а не на моторном полете.

Летающая модель самолета, снабженная резиномотором, кроме планирования, может взлетать и летать на довольно большие расстояния. Каждый раз, когда завод резиномотора кончается, — а это всегда бывает, когда модель еще высоко, модель переходит на планирование. Значит полет модели со­стоит из двух частей: моторного полета и планирования. У плохих моделей моторный полет продолжается дольше, чем планирование. У рекордных моделей время моторного полета редко бывает дольше 1,5—2 мин., а планирование и парение часто продолжается 30—40 мин., а иногда и несколько часов. Такая модель настолько хорошо планирует, что движущийся вверх нагретый поверхностью земли во'здух успевает поднять ее за какой-то промежуток времени выше, чем она за это же время опустится вниз. Поэтому важно добиться от модели лучшего планирования.

Запуск на планирование производится так: подняв модель с незаведенным резиномотором на уровень плеча (рис. 147) и держа слегка наклоненной носом вниз, толкают ее легким, плавным, продолжительным толчком. Очень важно правильно взять модель в руку. Модель надо держать за рейку сзади крыла, причем удерживать только средним, указательным и большим пальцами (рис. 148). Отведя руку с моделью немного назад так, чтобы крылья оказались над плечом, модель толкают. Хо­рошо перед запуском модели потренироваться в бросании в цель легкого копья, — это вырабатывает нужный навык.

ПЕРВЫЙ ЗАПУСК САМОЛЕТА

После толчка модель начинает планировать. О ее полете можно судить только в том случае, если толчок был дан пра­вильно.

Если модель планирует по пологой прямой линии (рис. 147) и угол планирования невелик, значит она отрегулирована в общем правильно и нужно только улучшить планирование — еще больше уменьшить угол планирования. Слегка ослабив манжетки, передвигают крылья на 3—4 мм вперед и закрепляют их снова. После этого запускают модель два-три раза. Если она пролетит от толчка той же силы дальше, значит удалось улучшить планирование. Эту операцию можно повторить еще раз, но передвинуть крыло уже на 2 мм и, проверив результат, повторить еще раз, если планирование продолжает улучшаться.

ПЕРВЫЙ ЗАПУСК САМОЛЕТА

Скоро, однако, будет достигнут предел. Дальше наступит ухудшение, и, если продолжать передвижение крыльев, модель начнет планировать все хуже, а затем и кабрировать. Это значит, что, пройдя некоторое расстояние более или менее верно, она начнет «задираться», а затем упадет на нос или на хвост. Ясно, что надо двигать крылья обратно.

Может случиться, что с самого начала модель, круто пла­нируя, опустится от вас в двух шагах, сильно ударившись о землю. Это показывает, что неправильно предварительно отрегулирован центр тяжести. Крылья надо двигать вперед, проверяя каждый раз результаты.

 

 



СПОНСОРЫ
Похожие материалы