ВЫБОР ОСНОВНЫХ ДАННЫХ МОДЕЛИ
АВИАМОДЕЛИЗМ
Автор: Administrator   
Индекс материала
ВЫБОР ОСНОВНЫХ ДАННЫХ МОДЕЛИ
ДРУГИЕ ДЕТАЛИ САМОЛЕТА
Все страницы

ВЫБОР ОСНОВНЫХ ДАННЫХ МОДЕЛИ

Каждому моделисту, после того как он научился строить модели по готовым чертежам, захочется конструировать свои собственные модели.

Для того чтобы проектировать сложные модели своей соб­ственной конструкции, надо изучить довольно трудную теорию полета, так называемую аэродинамику. Моделист, осо­бенно если он еще очень молод, не сумеет разобраться в этой теории; у него может получиться впечатление, что, пока он не подрастет, ему надо довольствоваться копированием чужих моделей.

Это не совсем верно. При проектировании моделей можно обойтись и без знания теории, если хорошо знать, какие при­мерно соотношения частей модели нужно выбирать, чтобы она получилась хорошей. При выборе соотношений мы используем тот опыт, который накопился у советских моделистов. Величины, приведенные ниже,'—это самые лучшие соотношения частей модели, разработанные теоретически и проверенные на практике. Усвоив эти данные и применяя их, можно избежать грубых ошибок. Добиться хороших полетных результатов будет легко, если читатель усвоил хорошо то, что рассказано о регулировке моделей.

Прежде всего нужно знать, что для различных типов моде­лей нужны и различные соотношения частей. Так, например, для сухопутных моделей, похожих на первую построенную нами, они одни, а для гидромоделей — другие. Поэтому там, где это необходимо, будем указывать, для каких типов моделей даются соотношения размеров.

Крылья

Основной размер, который надо выяснить прежде всего, — это размах крыльев. Этот размер считается основным, и по отношению к нему определяются главные размеры всех остальных частей. Главными мы их назвали потому, что для каждой детали достаточно найти главный размер и уже по отношению к нему определять все остальные.

Размах крыльев модели редко превосходит 1000 мм и редко бывает меньше 550—600 мм. Приняв размах модели за 100 про­центов, мы получим остальные соотношения.

Эти размеры будем считать главными для каждой части. Разберем подробнее все, что относится к крылу.

Форма крыльев.

На рис. 153 показаны пять форм крыла.

выбор основных данных

Лучшей формой крыльев считается эллиптическая •— 5; хорошая форма трапецевидная с закругленными краями — 4 и 2 средняя по качествам — 3 и хуже всех — 1.

Вместе с тем из двух крыльев одинаковой площади лучшим будет относительно более длинное, то, у которого длина в большее число раз превосходит наибольшую ширину. В нашем примере из двух крыльев лучшим будет 2, а широкое и короткое крыло 1 много уступает ему.

Средним отношением размаха крыльев к наиболее широкому месту крыла надо считать 7. Для гидромоделей это отношение можно снижать до 6, но не ниже.

Говоря о форме и размерах крыльев, надо сказать о нервюрах. Вы уже знаете, что нервюры должны быть изогнутыми. Длина нервюры зависит от того, в каком месте она поставлена. Так, средняя нервюоа в крыле 4 будет самой длинной. Если же нервюру положить на стол, то место, удаленное от «носика» или начала нервюры на одну треть ее длины, окажется самым
высоким (рис. 154). Наибольшая высота нервюры над столом называется «стрелкой нервюры». Эта стрелка нервюры составляет от 1 до 1/18 длины нервюры. Больший прогиб (1) при­меняется для гидромоделей, где нужна большая подъемная сила, особенно в момент отрыва от воды, а меньший прогиб (1/18) — для моделей типа «утка» и других, летающих сравнительно быстро.

Стабилизатор

Стабилизатор по форме копирует крылья. Поэтому все, что сказано о крыльях, относится также и к стабилизатору, особенно для моделей типа «утка». Очень узкие стабилизаторы непрочны. Поэтому здесь отношение длины к ширине чаще всего бывает в пределах от 3 до 5.


Киль

Форма киля произвольна; чаще всего она приближается к треугольнику с закругленными краями. Важно лишь, чтобы по площади киль составлял несколько меньше половины ста­билизатора.

Винт

Лучше всего винты строить по готовым шаблонам. Поэтому расскажем, как, имея размеры шаблона для винта-прототипа, подсчитать их для винта другого диаметра. Это сделать очень просто: для этого все размеры винта-прототипа умножаются на отношение нового диаметра к старому. Так, например, если в каком-нибудь месте винта диаметром 350 мм указан размер 14 мм, то для винта диаметром в 500 мм этот размер должен быть равным: новый размер = (14Х500):v F 350= 20 мм.

Резиномотор

Определить заранее, какой резиномотор потребуется для модели, можно довольно точно, но это требует знакомства с графиками или с довольно сложными формулами. Поэтому чаще всего просто подбирают количество нитей и длину резиномотора в пределе регулировки готовой модели. Для начала применяют резиномотор такой же по числу нитей и по длине (того же размера и типа), что и у других моделей. Во время регулировочных полетов увеличивают число нитей, если мотор оказывается слабым для данного винта. Окончательные данные мотора выясняются не сразу и очень зависят от типа и веса модели, размеров винта и многого другого.

Определение веса модели и ее частей

Практика показывает, что, как в авиации вообще, так и в моделизме, громадное значение имеет правильный выбор веса модели. Слишком легкие модели летают так же плохо, как и очень тяжелые. Правда, редко кто из моделистов строит слишком легкие модели. Наоборот, перетяжеляют свои модели очень многие. Чаще всего это происходит тогда, когда моделист не знает границ веса модели. Молодые моделисты часто забывают об этом, между тем выдержать заданный вес и определить необходимый вес очень нетрудно.

Определение веса всей модели (полетный вес)

Для определения полетного веса модели поступают так.

Определяют по чертежу площадь крыла в квадратных деци­метрах1. Умножают число полученных квадратных дециметров площади крыла на одно из чисел: 7, 8, 9, 10, 11 и 12. Полученный результат и есть вес модели в граммах.

Приведенные нами числа получены из опыта работы моде­листов.

Обычно модели имеют самые разнообразные размеры, а поэтому и равный вес. Ясно, что сравнивать их просто по весу нельзя, так как модель с большим весом вместе с тем имеет и большие размеры.

Все знают, что железо тяжелее, чем пух или пробка, но если взять маленький кусочек железа и большой кусок пробки, может оказаться, что пробка тяжелее. Поэтому, чтобы сравнить вес двух различных веществ, их берут в равных количествах по объему. Вес в граммах одного кубического сантиметра всякого вещества называется удельным весом, т. е. весом единицы объема. При таком способе сравнения результат будет верный — железо окажется тяжелее пуха.

Для сравнения моделей удельный вес находят так: делят вес модели в граммах на площадь крыльев в дециметрах. Полу­ченное число и есть удельный вес модели. Значит удельный вес равен весу модели в граммах, поделенному на площадь крыльев (в квадратных дециметрах)

Этот удельный вес чаще равен 8—10 г на квадратный деци­метр. Зная вес модели и площадь ее крыльев, мы сумеем опре­делить удельный вес. Нетрудно сделать и обратное: зная пло­щадь крыльев и желаемый удельный вес, определить вес всей модели. Для этого надо только перемножить их.

Так у нашей первой модели площадь крыльев равна 5,8 дм2.

Тогда полетный вес желателен от 8 X 5,8 = 46,4 г до 10 X 5,8 = 58 г. Зная это еще до начала постройки модели, во время постройки можно добиться того, чтобы вес получился не больше расчетного. Для этого нужно иметь весы, можно само­дельные, с монетами в качестве разновеса. Монеты в 1, 2, 3 и 5 копеек весят соответственно 1, 2, 3 и 5 г.

Но это еще не все. Предположим, моделист построил модель и она оказалась на 15 г тяжелее, чем нужно. Что же в этом случае делать? Самое правильное — взвесить каждую часть модели в отдельности и уже по ней судить, не тяжела ли будет модель'. Если -известно, что крылья должны весить 10 г, а в процессе постройки оказалось, что они весят 11 —12 г, можно своевременно принять меры — заменить лонжероны более легкими или немного подстрогать все детали и снять таким образом лишний материал.

Советуем каждому, построившему первую модель, руковод­ствоваться теми советами, которые даны, особенно в той части, где приведены правила запуска и регулировки. При постройке моделей, для которых мы не дали рабочих чертежей, надо делать такие чертежи самому, используя для этого все приведенные данные. Разбираться в чертежах моделисту так же необходимо, как и уметь хорошо владеть инструментом. Вначале надо как можно точнее придерживаться всех указаний, приведенных в книге. Когда же накопится опыт, можно переходить к самостоятельной работе и вводить свои усовершенствования.

 

 



СПОНСОРЫ