О ВОЗДУХЕ, СВОЙСТВА, ТЕЧЕНИЯ. ИССЛЕДОВАНИЯ. - ВОЗДУШНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ИХ ПРИЧИНЫ |
АВИАМОДЕЛИЗМ |
Автор: Administrator |
Страница 2 из 5
ВОЗДУШНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ИХ ПРИЧИНЫСолнечные лучи проходят сквозь массы воздуха, но мало их нагревают. Поверхность же земли под солнечными лучами нагревается быстро. Прогрев земной поверхности происходит неравномерно. Пашня, луг и лес прогреваются по-разному. От соприкосновения с ними воздух также прогревается, но по-разному в различных местах. По мере прогревания у земли массы воздуха местами становятся легче окружающих его объемов и всплывают, поднимаются, образуя восходящие потоки. С подъемом на высоту воздух охлаждается; достигая некоторой высоты, влага, находящаяся в нем, сгущается и в виде белого пара выпадает из воздуха, образуя облака. Охладившись в верхних слоях атмосферы, массы воздуха опускаются, образуя нисходящие потоки; на их место приходят более теплые потоки. Так возникает движение воздуха у земли, которое мы называем ветром (рис. 72). Разница в нагреве различных участков поверхности земли, например Африки и Европы, приводит к постоянному передви-жению огромных масс воздуха и возникновению сезонных постоянных ветров, дующих длительное время в одном направлении. Эти ветры называются муссонами. Наиболее характерным примером передвижения воздуха (ветра), направление которого зависит от степени нагрева приземных масс воздуха, можно наблюдать у берегов больших водоемов. Земля прогревается быстрее воды, но вода дольше удерживает тепло и медленнее охлаждается. Вследствие этого днем воздух нагревается больше над земной поверхностью и ветер дует со стороны водоема. Вечером вода оказывается теплее земли и воздух над водой будет тоже теплее, ветер будет дуть с суши на воду. Такие, меняющие свое направление в течение дня, ветры называют бризами. Дневной бриз дует на сушу, ночной — на воду. Полеты летающих моделей большей частью происходят в. приземном слое воздуха, на высоте до 300—400 м. Воздушная среда вблизи земли может быть в различном состоянии. Состояние воздушной среды, когда нет заметного движения воздуха, называется штилем. Штиль облегчает запуск моделей. Ветер же, как правило, мешает запуску и в особенности регулировке летающих моделей. При ветре трудно распознать, и определить неточности в регулировке и недостатки в устойчивости модели. Поэтому неотрегулированные модели во время полета в ветер часто терпят аварии. Для запуска летающих змеев ветер является необходимым условием, и тогда он желанный помощник моделиста. Поэтому нужно уметь определять не только направление ветра, но и скорость его, или, как говорят, силу ветра. |